Согласование сказуемого с подлежащим
- Согласование сказуемого с однородными подлежащими
- Особые случаи согласования сказуемого с подлежащим
Согласование слов — это употребление слов в одном роде, числе, падеже, лице. Глагольное сказуемое согласуется с подлежащем только в числе или в числе и роде.
Пример.
Ворона каркает. — Вороны каркают.
Ученик учил. — Ученица учила.
Сказуемое соотносится по смыслу с подлежащим, выраженным существительным общего рода (злюка, бедняжка, неряха, растяпа и др.). Например,
Этот злюка расстроил всех гостей
(о лице мужского пола);
Эта злюка поругалась со всеми в классе
(о лице женского пола).
Если подлежащее выражено сложносокращёнными словами (ГИБДД, ЕГЭ, ГИА и другие), то сказуемое употребляется в том роде, какой имеют эти слова при полном выражении:
ЕГЭ (экзамен) уже закончился.
Согласование сказуемого с однородными подлежащими
При однородных подлежащих:
- Без союзов или с и, если в роли подлежащих выступают одушевлённые существительные, то обычно сказуемое имеет форму множественного числа:
Миша и Маша ходили в пятницу в музей.
По двору гуляют котёнок, щенок, ёжик.
Если в роли подлежащих выступают неодушевлённые существительные, то- сказуемое, стоящее после них, имеет форму множественного числа:
Бутылки и стаканчики валяются по всему полу.
- сказуемое, стоящее до них, обычно согласуется с ближайшим подлежащим:
Разбилась ваза и чашка.
- сказуемое, стоящее после них, имеет форму множественного числа:
- С разделительными союзами сказуемое может быть во множественном числе (чаще при одушевлённых существительных или стоящее после):
Соседке всегда помогали либо сын, либо внук.
То звуки, то вспышки света мешали ему уснуть.
Или согласовываться с ближайшим подлежащим:К кормушке прилетает синица или воробей.
- При противительных союзах сказуемое согласуется с ближайшим подлежащим:
Не Маша, а Света разбила вазу.
Особые случаи согласования сказуемого с подлежащим
Сказуемое употребляется в единственном числе:
- Если подлежащее выражено собирательным существительным (детвора, родня, общество, зверьё, молодёжь, бельё, вороньё) или количественным числительным, другим счётным словом (несколько) + Р.п. мн. ч. неодушевлённого существительного (или подчёркнута пассивность подлежащего):
Вся молодёжь деревни собралась около сгоревшего клуба.
Семь карандашей лежит на столе.
Реставрируется множество старых картин.
- При числительных, оканчивающихся на один:
Прошёл двадцать один день.
Сто один человек посетил выставку в день открытия.
- При тысяча, миллион, миллиард:
Перед домом растёт тысяча цветов.
Миллион огней зажглось по всему городу.
- При существительных лет, дней, часов, т. п.:
Осталось ещё двадцать часов.
Быстро пролетело десять выходных дней.
НО: Четырнадцать дней похода оставили неизгладимое впечатление
(не пассивная безличная конструкция, а подчёркнутая активность подлежащего). - При много, мало, немного, немало, сколько:
Много новых деревень появилось по ту сторону реки.
Немало людей вышло на субботник.
- При сложном существительном с пол-:
Полгода пролетело незаметно.
Из-за аварии без света осталось полгорода.
- При сочетании существительное в И.п. + с + Т.п. (муж с женой и т. п.), если второй предмет (или лицо) сопутствует первому, производителю действия:
Телега с прицепом медленно съезжала с горки.
В кабинет вошёл мужчина с ребёнком.
Сказуемое употребляется во множественном числе:
- Если подлежащее выражено собирательным существительным (детвора, родня, общество, зверьё, молодёжь, бельё, вороньё) или количественным числительным, другим счётным словом (несколько) + Р.п. мн. ч. одушевлённого существительного (или подчёркнута активность подлежащего):
Часть работников уволились.
Несколько детей заболели.
Поднялись в воздух семь самолётов.
- При числительных два, три, четыре:
Две девочки качаются на качелях.
Разбились три фарфоровые тарелки.
- При словах все, эти:
Эти три месяца лета пролетели незаметно.
Начальную подготовку прошли все ученики.
- При слове с пол- есть определение во мн. ч.:
Закончились первые полгода.
- При сочетании существительное в И.п. + с + Т.п. (муж с женой и т. п.), если оба предмета (или лица) — равноправные производители действия:
Брат с сестрой помогали маме в саду.
На столе лежали груши с яблоками.